В каждом детском саду работает множество сотрудников,
и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям
довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами.
Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно
спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается
педагог-психолог?
Ирина Мирко
старший воспитатель детского сада №1504, г. Москва
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским
садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной
части.
Заведующий детским садом. Поскольку в реальной
жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название
этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.
Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей
деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного
учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием
групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья,
индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает
кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме
того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных
ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить
собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности,
предложения по организации дополнительных услуг. Родители также
в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал
ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление
здоровья - в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической
работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс
в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют
методистом.
Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя
в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и
педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями,
играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными
учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом
коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные
и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с
родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному
воспитанию и пр.
Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной
работе. Иногда эту должность можно встретить в штатном
расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя.
Но это не вполне одно и то же. Если старший воспитатель занимается
исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса,
то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого
координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих
решений.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной
части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию
детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками
мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по
благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением
противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей
и взрослых.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно
отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница
не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит
занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом
детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной
программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно
с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре
готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит
работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам
воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству
с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки
детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами,
в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают
в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой
рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00
до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00.
В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это
время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает
о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься
дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить
с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное
воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные
утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается
с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней
гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает
музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине
дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические
игры.
Воспитатель по физической культуре проводит
физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает
за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность
детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические
условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу
с родителями по вопросам физического воспитания.
Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется
утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности
детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности
каждого ребенка.
Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне,
также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного
возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных
игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение
разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает
за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует
гигиеническое состояние бассейна.
Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает
их к строгому соблюдению требований гигиены.
Вопросы коррекции
Педагог-психолог - его работа направлена на
сохранение психического, соматического и социального благополучия
воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому
коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит
психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных,
физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет
нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую
коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и
коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует
развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую
культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии
речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень
выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные
занятия по исправлению отклонений.
Дополнительное образование
Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность,
как педагог дополнительного образования по различным направлениям
(экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности,
ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Педагог дополнительного образования по изобразительной
деятельности организует работу с детьми по одному или
всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с
воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников,
планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно
подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную
работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы,
наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную
работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Педагог дополнительного образования по экологии
отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических
наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует
у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной
деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное
отношение к миру природы.
Педагог дополнительного образования по театрально-игровой
деятельности использует в своей работе различные виды
и формы театральной деятельности. Цель его работы - развитие творческих
способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя
детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи
каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку.
Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых
персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся
к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах,
спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации
театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение
театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).
Педагог дополнительного образования по обучению детей
иностранному языку проводит занятия иностранным языком.
Его задача - расширение словарного запаса детей с постепенным
переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного
произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей
по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные
мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.
Педагог дополнительного образования по ритмике
обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом
их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает
у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений
и пластичность. Готовит детей к фестивалям.
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская
сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу.
Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру
по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.
Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический
режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня,
питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных
занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей
и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный
учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам
и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические
измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет
назначения врача.
Медсестра по бассейну - эта должность имеется
в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью
старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей
перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при
недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием
детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех
помещений бассейна и оборудования.
Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное
меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит
пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии
с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи
группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию
питания в группах.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя,
повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают
бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник
воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном
общении - просто няня) помогает воспитателю в организации
воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем
отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя
приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет
посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в
старших группах организует сервировку детских столов. Помогает
воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу,
раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит
все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур,
принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день
она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями
СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой
полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю
в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней
проводит смену постельного белья.
К кому обратиться?
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное
или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя
образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед,
психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по
физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания,
которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной
деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с
вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель
может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей
дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в
детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному
возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.
С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания:
что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка
во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное
произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время
рассматривания иллюстраций в книге? и др.
Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок
с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться
воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов,
упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции
речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как
лучше заучивать стихотворения с ребенком.
Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы,
касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка,
объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг
с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической
жизни ребенка.
Режим работы
У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по
графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать
работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий
день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8,
и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов
вечера.
У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с
7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в
19.00 . Период с 12.00 до 14.00 - часы, когда оба воспитателя
группы работают вместе.
Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре
и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит
от количества групп, которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день.
График его работы может охватывать как на первую, так и вторую
половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми
и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
У педагога дополнительного образования рабочий график составляется,
исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на
работу как каждый день, так и несколько раз в неделю - от этого
зависит продолжительность его рабочего дня.
Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит
утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли
после болезни и были в контакте с инфекционными больными.